Правительство края утвердило форму паспорта благоустройства и зонирования всех дворов многоквартирных домов Прикамья. Теперь парковки и контейнерные площадки обязаны быть в каждом дворе края. А дворовые народные художества из покрышек будут согласовывать чиновники районных администраций.

Правительство края утвердило форму паспорта придомовой территории в соответствии с поправками в статью 20.6 Закона Пермского края «О градостроительной деятельности», которые приняло Законодательное собрание региона в марте 2021 года. Самой интересной и важной частью формы паспорта является раздел «Характеристика придомовой территории». В соответствии с поправками в закон, внутри двора появляются «основные элементы благоустройства» и «дополнительные». Дополнительные элементы могут появиться, только если есть все основные, они соответствуют нормативам. Если паспорт и вспомогательные объекты никому и ничему не мешают, по мнению чиновников конкретного муниципалитета.

В списке основных элементов благоустройства двора девять позиций. Детские, спортивные площадки, площадка для отдыха (или скамейки), озеленение (цветники, газоны), тротуары (и/или внутренние проезды), площадка под мусорные контейнеры, урны, фонари, парковка. В списке дополнительных элементов — две позиции: нестационарные строения и «иные объекты и элементы благоустройства».

Обратите внимание на пятую колонку «Соответствие нормативным требованиям». Все элементы благоустройства должны соответствовать ГОСТам, СНИПам, техрегламентам. При этом список регламентов правительство не определило, значит выбирать его будет местный чиновник на свой вкус.

Суть закона еще в марте пояснял его инициатор Юрий Борисовец: «В этом законе мы пытаемся провести линию здравого смысла. Предлагаем поделить территорию двора на основную и дополнительную. На основной — необходимые вещи: детская площадка, парковка. И если, кроме основной территории остается еще и дополнительная, то на ней можно расположить и НТО. Если дополнительной территории нет — значит нет». Ненадлежащее размещение элементов благоустройства (то есть без паспорта или с нарушением места размещения) карается 1–2 тыс. рублей для граждан, 5–10 тыс. рублей для руководителей, 30–50 тыс. рублей для юрлиц.

А как это будет работать на практике? Представим, мэрия Перми немедленно принимает решение о введении таких паспортов. Мы взяли два стандартных двора. Один маленький — при сталинке, один большой — при стандартной панельной девятиэтажке. Вот двор сталинского дома в центре Перми.

Двор не пройдет ни одной проверки сотрудников районной администрации при применении нового закона. Из основных элементов благоустройства есть только свет, парковка (и то не размечена) и вон то дерево подойдет под озеленение. Точка. Всего остального во дворе нет, потому что не нужно или нет места. Так решили жители. Но теперь при любых действиях по возможному благоустройству хозяева немедленно получают предписание получить паспорт, а паспорт они получить не смогут, зато смогут получить штрафы. И получать их до бесконечности.

А вот двор «на зависть». Большой дом, большая территория при нем. Тротуары, урны, проезды, зелень, парковка. Контейнеры для мусора и спортплощадка по соседству. Все отлично. Если не придираться.

Но вот ведь какая деталь. С момента введения закона и постановления администрации Перми все это, а так же лавочки, урны, заборчики подлежат обязательной паспортизации под угрозой штрафов. И при этом чиновники до/во время/после паспортизации получают право указать, какие элементы, где должны располагаться.

Например, детская площадка не соответствует нормативам и это точно. Дело в том, что больше 80% детских площадок Пермского края подлежат сносу или полной переделке. Они не соответствуют новому «Техническому регламенту ЕАЭС» и 14 ГОСТам о безопасности. И площадка в этом дворе, в том числе. Это значит, что если жители дома решат поставить у себя во дворе НТО или «иные элементы благоустройства» их ждет то же самое продолжение, что и у предыдущего двора. Штрафы, проверки районных чиновников, снова штрафы, изменения за свой счет.

При этом еще на стадии анализа законопроекта краевая прокуратура заявляла в официальном заключении: «Нормы предлагаемых статей… фактически являются ограничением права собственности собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им земельным участком под домом». Это противоречит Конституции, федеральному законодательству и определению Конституционного суда.

Укажем еще на интересные нюансы. Если следовать букве закона, то даже если в вашем многоквартирном доме парковка автомобилей вынесена за территорию, это нарушение. Если в вашем дворе нет контейнерной площадки — это нарушение.

Если муниципалитеты Прикамья примут собственные положения в соответствии с краевым законом, предсказать последствия довольно сложно. Понятно, что ни одного киоска на землях МКД с этого момента не поставят, но вот побочные эффекты могут оказаться хуже «лекарства». Вопрос сейчас только в том, хватит ли мудрости у муниципалитетов, чтобы не входить в эту странную воду.

Решение о введении системы паспортов благоустройства будет принимать каждый муниципалитет региона по отдельности.

Источник: https://properm.ru/news/society/197750/

Без права на покрышки. Новые паспорта дворов в Перми могут повлечь штрафы и суды